муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №12 "БУРАТИНО" г. Смоленск
МЫ ЗАБОТИМСЯ О ВАШИХ ДЕТЯХ
 
Добро Пожаловать на Сайт Детского Сада "БУРАТИНО" г. Смоленск
Кризис 7 лет

Вступление ребенка в школьную жизнь сопровождается сложной психофизиологической перестройкой детского организма.

По мнению психологов, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Внешне кризис развития проявляется в том, что доселе понятный для взрослых, эмоционально непосредственный, "прозрачный" в своих желаниях, мотивах ребенок начинает проявлять немотивированное своенравие, нарушается непосредственность его реакций, начинает дифференцироваться внешняя и внутренняя сторона его личности.

Переживания начинают осмысливаться ребенком, появляются аффективные обобщения, "логика" чувств. У ребенка формируется самосознание, развивается самооценка, самолюбие, возникает острая борьба переживаний. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет.

Физиологической основой кризиса семи лет считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой, сменой зубов.

Наиболее яркими симптомами переходного периода являются нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения, капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, "приставучесть", конфликтность, кривлянье, "обезьянничанье", раздражительность, агрессивность, дерзость, мстительность. Дети становятся для взрослых непонятными, а потому непослушными, и с трудом поддаются воспитательным воздействиям.

Наступление этого кризиса - один из признаков психологической готовности ребенка к школе.

Следует отметить, что в православной традиции возрасту семи лет придается особое значение. С семи лет ребенок называется уже не бесполым младенцем, как он именовался до сих пор, а отроком или отроковицей, именно с семи лет он отвечает перед Богом за каждый свой проступок и должен ходить на исповедь, то есть наступает рубеж уже сознательного, серьезного отношения к своей жизни.

С приходом в школу две основных проблемы ожидают ребенка: это новая социальная ситуация и связанные с ней часто непомерные психофизические нагрузки.

Переступая порог школы, ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, к нему теперь иначе относятся его родственники, соседи, друзья, все вокруг поздравляют его с тем, что он уже большой, и у первоклассника начинает меняться вся его система отношений к миру, весь строй переживаний, потребностей, ценностей. Он попадает в новую систему взаимоотношений с окружающими, у него теперь новые права и обязанности, свое рабочее место.

Начало школьной жизни требует от ребенка сложной психологической перестройки. Раньше он жил преимущественно эмоциями, импульсами реакциями, спонтанными желаниями, играми, а теперь приходится подавлять свою активность школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые занятия для него малозанимательны.

Дети, посещающие детский сад или другие дошкольные учреждения. Легче адаптируются к новой социальной ситуации, им проще устанавливать и поддерживать контакты с незнакомыми детьми и взрослыми. "Домашние" дети нередко бывают очень напряженными и стеснительными, испытывая при этом чрезмерные эмоциональные нагрузки.

Дети в значительной степени различаются по уровню своей психологической готовности к школе - в развитии мотивации, интеллекта и социальной компетентности. Все это создает объективные трудности как для подготовленных, так и для неподготовленных учеников.

Все перечисленные трудности, с которыми сталкивается ребенок в школе, вся психологическая и физическая перестройка, которая с ним происходит, требуют, конечно, огромной чуткости и терпения от взрослых. Прежде всего, это касается родительской тревожности в ожидании предстоящего первого сентября, что центр их внимания порой смещается с ребенка, которому нудна постоянная поддержка, на себя, на свои переживания и воспоминания.

Нередко бывают случаи, когда родители, вспоминая свои школьные годы и негативный опыт, связанный с общением с учителями или сверстниками, заранее содрогаются от мысли, что - то же самое ожидает их ребенка, и невольно "заражают" своими опасениями и негативными настроем ребенка.

Тревога передается первокласснику, который бессознательно уже имеет негативные установки по отношению к школе, но не имеет еще собственного реального опыта и "считывает" опыт папы или мамы. Но ведь у вашего ребенка будет совершенно другой класс и вовсе не ваша учительница, свои уникальные переживания, связанные с началом новой школьной жизни. И родителям желательно сознательно, насколько это возможно, "притормаживать" собственные негативны воспоминания и отзывы на этот счет.

Прохождение ребенком кризиса семи лет вовсе не означает его непременную трудновоспитуемость, ссоры и выяснение отношений. Ведь конфликты между поколениями возникают тогда, когда родители проявляют негибкость, требуют от ребенка того, что в настоящий момент он просто не в состоянии осуществить, или душат его мелочной, беспрерывной опекой, подавляя потребности ребенка развивать и иметь свой жизненный опыт.

Чтобы преодолеть эти узы, школьнику приходится стать дерзким, агрессивным. Немало семей, где ребенок проходит этапы развития гладко, если родители вовремя перестраиваются под новый возрастной период.

Наверное, самым мудрым руководством в воспитании на весь школьный период будет предоставление ребенку возможности всегда делать самому то, что он в состоянии сделать сам, и быть всегда рядом, когда ему нужны советы и помощь.

Этот Сайт был создан 17 Январь 2008 г..
e-mail:sattarov2003@rambler.ru
"Буратино"
© 2008 All Rights Reserved
Hosted by uCoz