Дисциплинированный, послушный во всем ребенок - мечта педагогов и родителей: ни хлопот, ни забот… Сложности начнутся, когда человек вырастет.
Кого мы считаем идеальным ребенком? Того, кто, с самого своего рождения, не доставляет взрослым никаких проблем. Он хорошо спит по ночам, ест столько, сколько определено педиатром, а плачет исключительно для того, чтобы родители не забыли, что все по-настоящему.
Подрастая, чудо - малыш не рисует на стенах, не трогает запрещенные предметы, не бьет младшую сестру и всегда говорит "спасибо", "пожалуйста" и "здравствуйте" в соответствии с ситуацией.
Потом такой ребенок идет в школу и учится на "хорошо" и "отлично" все десять лет. Он охотно помогает взрослым и всегда говорит правду. А еще он советуется с родителями и поступает так, как они считают нужным, потому что знает - они заботятся о нем и плохого не посоветуют.
Его комната - образец чистоты и порядка. Он, конечно, далек от мысли хотя бы попробовать алкоголь и даже не знает, где продают сигареты. И при этом активен и самостоятелен, умеет строить отношения с окружающими и во всех смыслах является творческой личностью. Прекрасный портрет!
Есть только одно "но" - такого человека нет и быть не может. Как это ни жаль, но дисциплинированность и самостоятельность - качества взаимоисключающие, а послушание во всем совсем не гарантирует счастья.
Причины…
Никто не рождается со знанием правил поведения и уверенностью, что старших надо слушаться. И, хотя есть дети, которые просто в силу своих природных особенностей более спокойны и покладисты, все же послушность и дисциплинированность - это результат воспитания. Воспитания строгого и бескомпромиссного. И часто сами родители не видят в нем никаких минусов. Почему? Наверное, потому, что хотят защитить своего ребенка от неприятностей и сложностей окружающего мира; потому, что считают, что только абсолютно правильные люди могут чего-то добиться в жизни; потому, что уверены - такие дети нравятся окружающим и, соответственно, будут более успешны в общении; потому, что воспитанный и дисциплинированный ребенок дает своим родителям возможность им гордиться, и все это считают важным до такой степени, что совсем забывают о правиле золотой середины.
…и следствия
Ирина жила с родителями и бабушкой - женщиной очень строгой им властной. Бабушка воспитала всех - и дочь, и ее мужа, и внучку.
Позже зять все же не выдержал и отправился в длительную зарубежную командировку, взяв с собой жену. А бабушка весь свой воспитательный потенциал начала тратить исключительно на Ирину.
Пригласить домой подруг? Конечно, можно, но сначала - кто такая, где живет, какие родители. Пойти гулять самой? Естественно, но только рядом с домом, чтобы бабушка видела.
Если вдруг что-то было не так, бабушка хваталась за сердце и просила капли, говоря, что внучка "сведет ее в могилу"
Ирина, конечно, старалась, чтобы все было так, как хочет дражайшая родственница. Она отлично училась, посещала музыкальную школу и кружок английского языка, гуляла вместе с бабушкой по вечерам и ходила в гости к ее подругам. Своих подруг у нее и не было, как потом не было и личной жизни.
Сегодня, окончив университет, Ирина работает экономистом. И не оставляет бабушку - ведь та жизни без нее не представляет. Они по-прежнему вместе гуляют и ходят в гости к бабушкиным подругам.
Инфантилизм - частое последствие подобного воспитания. Правда, может быть и по-другому… В подростковом возрасте, когда особенности личности начинают проявляться очень ярко, возрастает стремление к самостоятельности, и ребенок начинает протестовать. Это может быть и вдруг заброшенная учеба, и уход из дома, и противоправная деятельность.
Но, как показывает практика, даже если такие проблемы удается избежать, дисциплинированные дети, став взрослыми, сами осложняют себе жизнь.
Из-за неуверенности в себе они боятся проявлять лидерские качества в профессиональной сфере, и поэтому часто занимают должности, совсем не соответствующие их уровню интеллекта и талантам.
Не умея вступать в споры и просто отказывать, они начинают болеть - используют болезнь, чтобы избежать проблем и сложностей.
Немного статистики: к окончанию школы послушные дети имеют по два и больше хронических заболеваний.
Что делать, чтобы дисциплина и воспитанность, умение вести себя и послушность помогали, а не мешали в жизни?
1.Родителям нужно научиться проявлять гибкость во всем, что касается воспитания. Не послушание любой ценой, а сочетание требований к ребенку с учетом его потребностей и желаний.
2. Поощрять собственные решения школьника, даже если они идут вразрез с вашими. Конечно, это не касается ситуаций, потенциально опасных или наносящих вред здоровью. Но во всем остальном можно пойти навстречу.
3. Если же компромисс по каким-либо причинам невозможен, всегда объясняйте детям, почему вы настаиваете на своем. Если и после этого дебаты продолжаются, и вы чувствуете, что терпение ваше вот-вот иссякнет, лучше не спорить, а просто сказать: "Нет!"
4. Ребенок тоже должен уметь говорить "нет". Не спорьте, ели он отказывается оттого, что не является принципиально важным.
Какую одежду надеть, как поставить мебель в своей комнате - все это даже первоклассник может решить сам, а потому ваши советы не должны быть слишком уж настойчивыми.
5. Не используйте чувство вины как средство воспитания. Хотя это и дает иногда видимый и немедленный эффект, все же является запрещенным приемом, так как ведет к психологическим проблемам. "Я волновалась, а теперь чувствую себя совершенно разбитой из-за твоего опоздания", "Мне так тяжело растить тебя одной, а ты нисколько этого не ценишь", - все это манипуляции чистой воды, которые, кстати, ребенок быстро усваивает и тоже начинает применять.
6. Ложь - это плохо. Но, правда, любой ценой, пожалуй, ничуть не лучше. Если вы будете настаивать на принципе правдивости всегда и во всем, то рискуете оказаться в крайне неприятной ситуации. "А правда, что после смерти ты подаришь нам дом?" - спросит бабушку милое дитя, уверенное, что говорить нужно абсолютно все и абсолютно всем. Так что давайте ребенку понять, что есть ложь, а что - нормы вежливости и этики.
7. Ваша любовь не должна зависеть от поведения ребенка. Она нужна детям постоянно - что бы ни случилось.